Впечатление раскрывается как аромат хорошего парфюма. Первая нота может быть резкой и даже отталкивать. Спустя какое-то время раскрывается сердце аромата... Неожиданно и сильно. А последняя нота - самая стойкая - и сейчас заставляет меня улыбаться и жмуриться от удовольствия.
Это впечатление от спектакля Юрия Бутусова "Человек = человек" по пьесе Бертольда Брехта.
читать дальше(В советское время пьеса была переведена как "Что тот солдат, что этот", название закрепилось. Но "Человек = человек" - более точный перевод "Mann ist Mann")
Фантастика! У них получилось поставить Брехта!!! Да еще и в стенах Александринки.
По идее театр Брехта должен пробуждать прежде всего мысль, а не эмоции. И конечно, было над чем поразмыслить. Но я как раз старалась ни о чем не думать и вообще была настроена скептически...
И в какой-то момент это стало проходить через меня как электрический ток. Мне не объяснить в категории "нравится/не нравится". Просто каждый звук, жест, тень на стене вдруг стали отпечатываться внутри меня. И чем дальше, тем сильнее.
Похоже постановщик уловил суть "нового театра" Брехта: его притчевая стилистика располагает к экпериментам - и мастерски использовал все средства воздействия по полной. Тени пляшущие на стене, пластика движений - почти импровизация, условность декораций и костюмов, прекрасное музыкальное оформление: одни зонги чего стоят!!! и просто сочетание звуков и красок.... действительно классная постановка.
Особенно впечаталась (не впечатлила, а именно впечаталась) сцена расстрела. Такой нежный лунный свет. И такая беспощадность отточенных слов. Крест, который мешал глазу на протяжении всего действия (слишком прямая символика) вдруг растворился и осталась только тень в лунном круге. В этой сцене не стало человека Гели Гея - его разобрали на части, как механизм, и собрали другого - послушного солдата по имени Джерайа Джип.
Эмоции подвижны - слезы разрешаются смехом, а в самые светлые картины вкраплена затаенная, неистребимая грусть. И вдова Бегбик чертовски хороша!
Неделю назад или чуть больше посмотрела фильм "Внутри себя я танцую". И появилось желание посмотреть "Пролетая над гнездом кукушки".... Ну вот - сижу сейчас и думаю, что же их действительно объединяет, ведь по настроению совершенно разные.
Inside i'm dancing - очень прозрачный фильм. Легкий и прозрачный, похожий на сентябрьский воздух в лесу.
One Flew Over the Cuckoo's Nest оставляет тяжелое впечатление...
а дальше можно не читать, это я для себя. просто посмотрите фильмы)
читать дальшеНаверное, герои похожи. Рори О’Ши и Р.П. МакМёрфи - люди, свободные духом, с горячей кровью, бунтари. Оба приходят в замкнутое, ограничиненное и строго организованное пространство ("кукушкино гнездо" как модель общества) и, разрушая его границы, приносят с собой горячее дыхание жизни, ветер перемен... Рори вытаскивает своего друга на ночную дискотеку и учит танцевать. Танцевать внутри себя - ведь оба на инвалидных колясках. МакМёрфи... о, чего только не делает Р.П.. МакМёрфи, чтобы разбудить в спящих душах дух свободы!!!))) *эпизод с рыбалкой, наверно, самый потрясающий*
Но как "нельзя заставить любить" (IID), так нельзя заставить быть свободным. В этом ключ к обоим фильмам: все просто - свобода внутри тебя. Если хватит смелости и силы духа быть свободным внутри, то не помешает даже инвалидное кресло.
Самое страшное (и для меня, и для МакМёрфи, наверно) - вдруг осознать, что большая часть людей в этом "кукушкином гнезде" находится добровольно. И потом наблюдать, как они сами себя загоняют в угол. Из страха. Дело не в том, что они больны, ведь такое же поведение закономерно и для "нормальных" людей. В связи с романом Кизи много говорили бунте свободной личности против тоталитарной системы... Но по мне, дело не в этом, дело в том выборе, который каждый человек делает для себя сам. И когда речь идет о какой-то, пусть самой жестокой системе, не стоит обвинять одних "волков": "овец" зачастую все тоже устраивает. И вот это страшно. Память подбрасывает фразу из "Дракона" (а рука уже тянется за книгой): "Ты дал им свободу. А ты спросил, нужна ли им эта свобода?"...........
Дракон. Вранье, вранье. Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил. Ланцелот. И все-таки они люди. Дракон. Это снаружи. Ланцелот. Нет. Дракон. Если бы ты увидел их души -- ох, задрожал бы. Ланцелот. Нет. Дракон. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам -- человек околеет. А душу разорвешь -- станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы. (Евгений Шварц. Дракон) Ланселот знает, что Дракон непобедим, но будет сражаться. МакМерфи остается у открытого окна. Сознательно. Финал противоречивый, трудно сказать, проиграл он или выиграл. Но одна фраза в начале фильма расставляет все точки над i. "Я хотя бы попытался". И, конечно, Вождь... ... ...................................................................................................................................................................................................................................
И еще меня оба названия завораживают. Помню, как выбрала эту книгу: на обложке странные слова - "One Flew Over the Cuckoo's Nest" - они пока еще ни о чем не говорили, но многое обещали, и так нравилось произносить их вслух, нараспев... до тех пор, пока не зазвучала хрупкая мелодия. Это потом узнала, что значит cuckoo's nest. В какие-то моменты хотелось закинуть её подальше.. тяжелое чтение, фильм все же не столь жестокий. Впрочем, сравнивать бесполезно: у книги свой неповторимый стиль, а произведение Милоша Формана - не экранизация, он говорит о том же на другом языке. И ведь тоже шедевр получился... редкий случай)). Очень понравилась игра актеров!!!!!! (Джэк Николсон восхитителен!) А еще в фильме участвовали пациенты психиатрической лечебницы.
Что касается фразы "Inside i'm dancing" - это как нельзя лучше выражает мое любимое состояние. Но об этом не сейчас
Мир, где есть двери, есть вход и выход.. но нет видимых стен. И это очень важно. Вход - выход.. Вдох - выдох... Смотрится на одном дыхании... И как дыхание - легкий, глубокий, чистый.
Весна.. что-то очень близкое мне.. звуки, краски - душа откликнулась сразу. Я выросла в таком месте, и плавучий дом на озере - это отражение моего представления о счастье. Лето.. какое-то щемящее чувство - получается, что любовь разрушает... и она же исцеляет. Многое можно сказать, но нужно ли... Осень и Зима - как откровение. Потрясает до глубины души каждый момент.
Осень сорвала меня как листок и закружила. Странничество в крови. В дороге лучше всего думается, легче сочиняются песни... Становится как-то спокойней. Особенно когда ты едешь домой. Мой дом - мой лес. Там тишина, полная звуков. Там воздух пьянит своей свежестью, и зеленый свет льется сквозь тебя.. My Emerald Isle. Это было так просто - в минуту решить, за пять минут собраться и через час - уже в пригородным автобусе. А через три - уже в лесу. Благодать. И даже слов нет. Просто в такие моменты душе остается только самое важное. И еще - дед у меня классный! Соскучилась по нему)))))) Такое счастье - утром проснуться, а он омлет готовит.
А потом мне стали звонить с работы................................. в следующий раз отключу телефон. И вообще есть желание уволиться. Но зачем-то я против своей воли снова села на автобус и совершила немыслимый крюк - под вечер оказалась в Колпино.. Суета..... После дома работа кажется чем-то таким несерьезным и неважным. С трудом оттуда выбралась, и теперь совсем кавардак в голове. Дезориентация во времени и пространстве........ Куда я бегу все время? Зачем... и до каких пор это будет продолжаться?
Чтобы все чуть-чуть вернуть на свои места, смотрю "Весна, лето, осень, зима... и снова весна".
Нет ничего лучше трамвая в солнечный ветреный день!
Из особых "первосентябрьских" впечатлений - рисунки детей из Алискиного класса: забежали к ним на час, пока ждали в коридоре 3 "А", от нечего делать стали разглядывать..... Знаете, на детских рисунках небо почти всегда синее, а трава зеленая. А тут небо настоящее: багровое с белыми облаками - я такое совсем недавно из окна видела! Или золотисто-розовое (рассвет)... молочно-белое с серым... И ведь у всех один пейзаж: река, небо, несколько деревьев на переднем плане... И в одной технике - крупными мазками... порой даже импрессионизм)) Но несмотря на единство техники и темы, повторяющихся работ нет, у каждого свои цвета и свое настроение. У каждого свое небо.. Действительно понравилось. Хорошо бы познакомиться с их учителем рисования, я и сама не прочь поучиться. Еще одно впечатление - школьный звонок. в 9-30 так неожиданно и резко... как будто рингтон для мобильника. "Это что, у них такой звонок???????" - "Да, такой вот". По пустым школьным коридорам разносилась тема из "Крестного отца".... )))))))))))))
Да, еще ездила в универ. И звонили с работы. Хорошо, что в нашем городе еще есть трамваи)) А вот в Архангельске их уже лет пять как нет...
Вчера, в последний летний вечер, дочитала Ремарка. Что-то настоящее.
"Это простая история, но её нелегко рассказать... В ней, как в сказке, много горя. И, как сказка, она полна чудес и счастья". Лучше и не скажешь. Когда-то давно, лет в 15, я смотрела фильм "Жизнь прекрасна", но, наверное, не сначала, может быть, просто последние полчаса.... Помню только игру, которую придумал отец для маленького сына, чтобы уберечь его от ужасов концлагеря.... Тогда я долго плакала. В этот раз... смеялась. Начало истории проникнуто таким вдохновенным чувством юмора! В нем спасение и мудрость фильма. Иначе и нельзя было рассказать эту сказку - Роберто Бениньи блестяще балансирует на грани смешного и трагического. И еще одна сцена запомнилась: лагерь. ночь. в окно льется музыка... глаза Доры. и как будто и нет ничего вокруг, кроме любви...
Теперь этот фильм смотрится не так легко, и не так легко верится в счастливый финал. Даже совсем почти не верится.. Ведь память сама подсказывает то, от чего Гвидо все же смог уберечь сына ценой своей жизни. И тем ценнее слова La Vita e Bella!
Сегодня ночью я трижды умерла. Во сне.. Это были воспоминания. Первое. Лес. Трава выше колен.. На нас выскакивает собака и начинает рычать. на её рычание - другая, третья... и вот лес оживает, наполняется рычанем и лаем, со всех сторон на нас что-то невидимо надвигается, кажется, что это стая волков - только хвосты над травой... (на самом деле их было 5-6, не больше). И мы в кольце. Тогда Егор просто ЗАРЫЧАЛ в ответ. Это было так неожиданно, что я рассмеялась, а передняя собака отскочила. Мы спокойно ушли. Во сне я была одна, и меня растерзали. Но это не было страшно.
Второе. Как я тонула... это вообще было странно, потому что, когда я тонула по-настоящему, это было похоже на сон, медленное и приятное погружение в сон...
А вот третье. Не воспоминание. Просто. И это было страшно.
"Порой в мире бывает столько красоты. И я чувствую, что она вся в меня не помещается...."
Перед моим окном расстилается пустырь. И небо.. если не подходить к окну, вообще ничего не видно, кроме неба. Во время грозы или сильного ветра не отрываясь смотрела за пакетами, летающими в воздухе, танцующими на земле.... *тоже так хочу* Я давно уже этого не делала, и вдруг - такое знакомое в фильме....
Однажды (какой-то из сентябрей... их было 20, я не помню, какой именно)... Однажды мне показалось, что Красота ускользает, что я перестала видеть что-то настоящее... Дорога в универ каждый день одна и та же. А ведь так не бывает - каждый день мир меняется... И пальцы почти не просвечивают на солнце, как в детстве. И тогда одно желание - просто смотреть и видеть, ловить каждый миг. Некоторое время моей жизни я просто молчала и наблюдала. И заново полюбила этот мир.
Вереск. Очень жаль его сорванной нежности... Он по-прежнему красив и едва уловимый аромат напоминает о всем хорошем. Но безжизненные ветки жестки.
*пыталась вспомнить, когда последний раз сорвала растение.... просто за красоту.. *
Утро просило песни. Почему-то стала сочинять на английском. И только под дождем пришли нужные слова и нужная мелодия... Там, под дождем, они и остались...
Потом сообщение: "Ремарк. Приют Грез. Страница 170, стих внизу". Спасибо) И вам большой привет.
И хочется играть на скрипке... Сегодня меня спасла мандола, но хочется скрипку.
Пение успокаивает. Сегодня импровизировали с ритмом. Первый раз взяла в руки инструмент. Сначала тамбурин, потом мандолу... Не уверена, что у меня получится, но попробовать надо.
У Саши большие планы. И в плане музыки, и жизни. Летом решили в Ялту, Севастополь, с Кирой, Юрой, всем вместе в дикий поход. Горы. Море......... Но это кажется очень далеким.
А Хохряков - невероятный человек. Саша прочла нам его сообщение: "Я в Италии. Потерял паспорт и деньги. Еду домой". А был на Камчатке......
Вечером - дождь и видеопрокат. Сто лет там не была,и странные ощущения.
Сегодня была кайфовая репетиция! Сквозь сон... забраться с ногами на диван, укутаться и просто петь, импровизировать... и при этом блаженно спать))) Да, я умудрилась заснуть прямо посреди песни.... проснулась от всеобщего смеха: - Ланка, ты что поешь?))))))) - *не открывая глаз*.. мрр... а что я пою? - Про каких-то толстых бегемотов!!!!! Но как в тональность попадаешь!!!!!